Как менялась комната для ребенка: краткий экскурс в историю

Сейчас никого не удивишь наличием детской комнаты в доме или квартире, но каких-нибудь пару столетий назад дело обстояло совершенно иначе. Концепция детской довольно молода – в буржуазной среде она закрепилась лишь в XIX веке, а популярность среди других слоев общества получила только после Второй мировой войны. Мистер Дорс приглашает вас совершить путешествие во времени и узнать историю появления и развития детских комнат и их обустройства – от рекомендаций знаменитого философа Руссо до детской мебели в стиле «Звездные войны».

Не секрет, что дети долгое время занимали в семейной иерархии далеко не топовые позиции, а их желания мало кто воспринимал всерьез. По словам историка Ренаты Герке-Ридлин, в XVIII веке обеспеченная семья, живущая в доме с несколькими комнатами, скорее всего, выделила бы свободную площадь для гостей нежели для собственных чад. Тогда никого не смущало, что дети (а их в среднестатистической семье было много) спали все вместе, например, в гостиной.

Исключение, пожалуй, составляла аристократия, представители которой оборудовали в своих замках и поместьях специальные пространства для детей на последних этажах. После них первыми, кто начал обустраивать в своих домах детские комнаты, были люди из академической среды. И делалось это с расчетом, что ребенок так будет лучше сосредоточен на учебе. Впрочем, и тогда, в не столь далеком от нас XVIII веке, детское пространство не перегружалось мебелью и прочими детскими вещами на случай внезапно нагрянувших гостей, в распоряжение которым, естественно, могли отдать детскую. Также дизайнеры тех времен рекомендовали обустраивать комнату для ребенка рядом с родительской спальней, чтобы маме не приходилось далеко ходить.

Конец XVIII века ознаменован тем, что на детей начали больше обращать внимание, в том числе с медицинской точки зрения, а профильные журналы того времени печатают рекомендации, согласно которым стоит отделить детей от прислуги и от больных. Детям советуют предоставить отдельную комнату, достаточно светлую и хорошо проветриваемую. «Это должна быть самая лучшая комната в доме» — написано в трактате Йоханнеса Штруве о телесном воспитании (1781).

Главным же инфлюэнсером в педагогических делах был, безусловно, Жан-Жак Руссо (при этом всех своих пятерых детей он, согласно легенде, отдал в детский дом). Из-под пера Руссо вышло несколько программных сочинений, в которых он акцентировал внимание на теме обустройства детских комнат. В своем «Проекте воспитания де Сент-Мари» (1740) философ рекомендовал убрать из детской комнаты все конвенциональные игрушки, чтобы ребенок там занимался лишь уроками и полезными для его развития делами. В белый список попали лишь ножницы для вырезания, микроскоп, лупа и музыкальные инструменты. Согласно концепции Руссо, время, которое ребенок проводит в своей в комнате должно строго контролироваться родителями или гувернером. У ребенка того времени было четкое расписание, в котором указывалось, когда и что он должен делать.

Но буквально через несколько десятилетий Руссо резко изменил свои взгляды и прописал в «Эмиле» совершенно новую концепцию для детской комнаты. Теперь здесь должна была царить простота: «никаких зеркал, никакого фарфора, никакого люкса, — детская комната не должна сильно отличаться от обычной комнаты в крестьянском доме».

Согласно новой идее Руссо, ребенок вообще должен был как можно меньше времени проводить в помещении, а единственным украшением комнаты, по новому предписанию философа, могли быть рисунки ребенка или учителя (при этом устраивать галерею нужно было таким образом, чтобы ребенок видел свой прогресс). Также Руссо советовал развешивать в комнате карты прилежащей местности (вероятно, они-то и призваны были напоминать чаду о необходимости прогулок на свежем воздухе).

Как первая, так и вторая концепция Руссо имели своих последователей. К примеру, немецкий филантроп и педагог-реформатор Кристиан Хайнрих Вольке (к слову, он некоторое время даже преподавал в Санкт-Петербурге) написал в 1805 году советы для создания «умной комнаты», которая, как он считал, могла стать заменой фигуры учителя. Вольке рекомендовал разделить детскую комнату на квадраты, повесить в ней доску с цифрами, положить множество кубиков, железных инструментов, а также позаботиться о том, чтобы в помещении были рисунки, на которых изображены животные, растения и камни. Этих простых действий должно было хватить, чтобы ребенок в такой обстановке сам всему научился.

Уже к XIX веку в умах просветителей окончательно оформляется идея о том, что у каждого ребенка должно быть свое пространство (ярой пропагандисткой этого была Хенриэтта Брейманн – внучатая племянница Фридриха Фребеля, которому принадлежит идея создания детских садов в том виде, каком мы их знаем). При этом детская комната отныне нужна была не только для того, чтобы заниматься в ней уроками, но и просто, чтобы у ребенка было место, в котором ему было бы хорошо. Детские комнаты становятся все более популярными, о чем свидетельствуют ее частые описания в литературе и изображения на картинах того времени (как на известной серии Йоханна Михаэля Вольца о Kinderstube). Ну а в архивах можно отыскать немало строительных планов того времени, на которых обозначены детские комнаты (обычно – самые маленькие во всем доме).

В XIX веке получает большое развитие детская литература, а детские книги становятся частью интерьера комнаты малыша. Также снимается запрет на игрушки, хотя они довольно строго разделяются по гендерному признаку: мальчишкам предоставляют солдатиков, девочкам – кукол. В это время детская обретает двойное значение: с одной стороны, она становится настоящим убежищем и раем для маленького человека, где он может поиграть и отдохнуть, а с другой – это место для изоляции, пока ребенок болеет, или куда его могут отправить отбывать наказание.

В XX веке интерьер детской комнаты претерпевает значительные изменения. Комната ребенка превращается в мини-модель мира, где можно найти маленькие фигурки животных, игрушечную железную дорогу, кухню с маленькой посудой и множество других игрушек. В это время разные веяния стремительно сменяют друг друга.

Так, например, в 30-е годы европейцам советовали отказаться от детской мебели и даже специальных детских стульчиков, поскольку в это время в семьях стало появляться меньше детей и подобные вложения считались «неокупаемыми». Но уже в 50-е годы появляются шкафы-конструкторы, которые дети могли самостоятельно собрать из разных ящиков.

Увидеть, насколько по-разному выглядят современные пространства для детей, можно в фотопроекте Джеймса Молиссона «Где спят дети».

Сегодня вообще возможная абсолютная индивидуализация мебели: к примеру, в Mr.Doors родители вместе с детьми могут выбрать не только дизайн и размер мебели (что особенно актуально, например, для ограниченного пространства), но еще и изображения любимых детских героев, принты которых будут напечатаны на панелях мебели. Если ребенок в определенный момент изменит свои вкусы, на можно будет напечатать изображение его нового кумира или заменить ее на что-то нейтральное.

Все принты и паттерны в Mr. Doors радуют глаз: вы не найдете здесь кричащих и безвкусных расцветок – все выполнено в высоком качестве, выглядит стильно и главное – отвечает вкусам и запросам не только современных детей, но и требованиям родителей о безопасной и функциональной детской мебели.

Совершенно невозможно пройти мимо интерьера в стиле «Звездных войн» не только детям и подросткам, но и их мамам и папам. Да-да, не только дети хотят спать на космическом корабле или предаваться грезам в замке принцессы.  Посмотрите, какими классными могут быть интерьеры в стиле любимых героев.